Гайдай Леонид Иович
Коротко о персоне
Дата рождения:
30.01.1923 года
Знак зодиака:
Реальное имя:
Леонид Гайдай
Дата смерти:
19.11.1993 года
Возраст Леонида Гайдая на момент смерти:
70 лет
Место рождения:
г. Свободный
Гражданство:
🇷🇺  Россия
Семейное положение:
Не женат
Дети:
1 дочь
Леонид Гайдай в жизни:
Кинорежиссер, Сценарист, Актер
Биография Леонида Гайдая
Детство
Гайдай Леонид Иович – прославленный советский режиссёр, Народный артист СССР, сценарист и актёр. Созданные им фильмы вошли в сокровищницу отечественной киноклассики, а фразы из них стали народно любимыми цитатами. Его комедии «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница» «Бриллиантовая рука», побили рекорды в кинопрокате Советского Союза. Уже в первый год после премьеры на них продали более 60 миллионов билетов в кино.
Режиссёр появился на свет в Амурской губернии, в городе Свободный. Сюда в 1908 г. был сослан его родитель Иов Исидорович Гайдай, происходивший из с. Ореховщины (Украина, Полтавская губерния) и в 22 года осуждённый за чтение крестьянскому населению социал-революционных листовок. Отбывая наказание, он трудился на строительстве Амурской железной дороги. Освободившись в 1913 г., остался в г. Алексеевске (с 1917 г. – Свободный), работал в железнодорожной конторе.
Здесь молодой человек вступил в брак с Марией Ивановной (в девичестве Любимовой) – племянницей своего товарища по каторге. В их семье в 1919 г. появился на свет сын Александр, а в 1921 г. – дочка Августа. 30 января 1923 г. у них родился младший ребёнок – Леонид Гайдай. Вскоре после появления младенца вся семья переехала в г. Читу, а в 1931 – в г. Иркутск. В этих городах прошли детство и юность легенды советского кинематографа.
Мальчик обучался в железнодорожной школе Иркутска, занимался в драматическом кружке, играл в оркестре. Ему нравилось ходить в кино на фильмы с Чарли Чаплином – позже их влияние отразилось на творчестве режиссёра. 21 июня 1941 года 18-летний юноша окончил школу. А 22 июня советские граждане узнали страшную весть: войска Гитлера ворвались на территорию нашей Родины. 23 июня Гайдай отправился в военкомат. Но в этот день Леонида не зачислили в ряды добровольцев.
Фронтовая служба
Ожидая призыва на фронт, юноша стал трудиться рабочим сцены в Иркутском драмтеатре. Сюда эвакуировали Московский театр сатиры. Он посещал все постановки столичной труппы, ездил с артистами в гастрольные туры. В феврале 1942 г. 19-летний молодой человек был призван в ряды Красной армии. Сначала его направили в Монголию в кавалерийскую дивизию. Здесь юноша обкатывал лошадей для фронта и прошёл обучение в полковом училище. Ему присвоили сержантское звание.
Гайдай рвался воевать, стремясь отомстить врагу за поругание родной земли. Однажды это породило забавный инцидент, который позже был адаптирован для фильма «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика». Военком набирал добровольцев для перевода в действующие военные части. На его вопросы «Кто в кавалерию?», «В артиллерию?», «Во флот?», «В разведку?» юноша выкрикивал: «Я!». Тогда офицер произнёс фразу: «Да подождите вы, Гайдай! Дайте огласить весь список».
Летом 1942 г. его направили в пешую разведку на Калининский фронт. А в декабре будущий режиссёр совершил подвиг. Во время Великолукской наступательной операции при сражении за деревню Енкино сержант Гайдай гранатами нейтрализовал огневую точку, уничтожил трёх фашистов и совместно с товарищами захватил в плен немецких офицеров. За это молодой воин получил медаль «За боевые заслуги». В тот период он пополнил ряды Коммунистической партии Советского Союза.
В марте 1943 г. во время разведывательной операции под городом Новосокольники (Псковская область) юноша подорвался на противопехотной мине. С тяжёлым ранением в правую ступню его отправили в ивановский эвакуационный госпиталь. Здесь сержант перенёс 5 операций. Врачи спасли ногу Гайдая, но полученная травма преградила ему возможность вернуться на фронт. После выписки молодой человек возвратился в г. Иркутск. Всю оставшуюся жизнь он ходил с тросточкой.
Образование и первые шаги в искусстве
Вернувшись домой, Леонид Гайдай стал учиться в театральной студии при Иркутском областном драмтеатре. Здесь же он работал осветителем и играл на сцене. В 1947 г. артист окончил учебное заведение и некоторое время являлся педагогом в студии художественного слова на биолого-почвенном факультете Иркутского государственного университета. Старшие коллеги видели в молодом человеке выдающиеся способности и посоветовали ему получить столичное образование.
В 1949 г. артист поступил во Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) на режиссёрский факультет. Его наставником был режиссёр Григорий Александров. В 1955 г. молодой человек окончил вуз с красным дипломом. На последнем курсе по приглашению режиссёра Бориса Барнета он исполнил одну из главных ролей в комедии «Ляна» (1955). На съёмках кинокартины одновременно с актёрской работой артист трудился ассистентом режиссёра.
Начало режиссёрской карьеры
В 1956 г. состоялся режиссёрский дебют Леонида Иовича. Вместе с Валентином Невзоровым он снял кинодраму «Долгий путь» по мотивам рассказов Владимира Короленко «Чудная» и «Ат-Даван». Эта кинолента прошла почти незаметно. Но режиссёр Михаил Ромм, увидев её, отметил комедиографический талант Гайдая (хоть фильм и не был комедийным). Старший коллега посоветовал Леониду Иовичу работать именно в юмористическом жанре.
В 1958 г. вышла сатирическая комедия о бюрократии «Жених с того света». Это был единственный фильм Гайдая, который подвергли серьёзной цензуре. По сюжету руководитель организации КУКУ (Кустовое управление курортными учреждениями) Семён Данилович Петухов после 3-дневного отсутствия на работе возвращается от невесты и узнаёт, что он… умер. Дело в том, что вор-карманник, укравший у него бумажник, погиб под колёсами машины и был похоронен под именем Петухова.
Бюрократ Семён Данилович пытается получить справку, подтверждающую то, что он жив. Для этого он идёт на больничное обследование, но медработники решают, что мужчина сошёл с ума. Его бросает возлюбленная, не желая иметь дело с «покойником». Когда герой уже готовится умереть по-настоящему, приходит милиционер и разрывает свидетельство о смерти, признавая главу КУКУ живым. После этого скандала организацию закрывают, а опозорившийся руководитель работает гидом.
Злободневность сатиры привлекла внимание цензурных органов. Из полнометражной версии было вырезано так много фрагментов, что кинолента превратилась в короткометражный фильм продолжительностью 48 минут. Также было изменено первоначальное название «Мёртвое дело» на «Жених с того света». В декабре 1958 г. состоялась премьера комедии, которая имела огромную популярность, уступающую только «Тихому Дону» (1957). За год продали более 36 миллионов билетов.
Но министр культуры Николай Александрович Михайлов требовал запретить фильм. Продолжение карьеры Гайдая было под вопросом. Тогда директор киностудии «Мосфильм» Иван Александрович Пырьев посоветовал режиссёру поставить историко-революционную киноленту. Так в 1960 г. появилась драма «Трижды воскресший» о буксирном пароходе «Орлёнок», прошедшем через революцию, Великую Отечественную войну и спустя годы вернувшемся к работе стараниями активистов.
Режиссёр снял этот кинофильм вынужденно и позже предпочитал о нём не говорить. Лента не имела успеха, но восстановила репутацию Гайдая, что позволило ему возвратиться к съёмкам комедий. И в 1961 г. зрители увидели киносборник «Совершенно серьёзно», состоящий из 5 новелл разных режиссёров. Среди них – гайдаевский «Пёс Барбос и необычный кросс», созданный в стиле немого кино знаменитого Чарли Чаплина. Именно здесь в первый раз предстало трио: Трус, Балбес и Бывалый.
Основой короткометражного фильма стал украинский фельетон о браконьерах и собаке, сочинённый советским поэтом и прозаиком Степаном Олейником. В нём действовали безымянные персонажи, но Гайдай придумал им имена. Роль Труса режиссёр предложил уже известному ему Георгию Вицину. Образ Балбеса мог достаться Сергею Филиппову или Борису Новикову, но режиссёр выбрал клоуна Юрия Никулина. Роль Бывалого после долгих поисков досталась Евгению Моргунову.
Фильм «Пёс Барбос и необычный кросс» принёс постановщику диплом Международного фестиваля в Сан-Франциско (США) и награду на Лондонском фестивале (Великобритания). В 1961 г. вышла короткометражная лента «Самогонщики», в котором также снялись Моргунов, Вицин и Никулин. Эта комическая троица, навсегда полюбившаяся зрителям, ещё не раз предстанет в кинокартинах Гайдая, появится в мультфильме «Бременские музыканты» и будет увековечена в виде памятников.
«Операция „Ы“ и другие приключения Шурика»
В 1965 г. вышел фильм «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», ныне занимающий 7 позицию в рейтинге самых кассовых советских кинолент. В первый год его посмотрели 69,6 миллиона зрителей. В комедии показаны 3 киноновеллы «Напарник», «Наваждение» и «Операция „Ы“», объединённые главным героем – простодушным и неунывающим студентом. Сначала его звали Владик Арьков, но цензоры узрели аналогию с именем Владимира Ленина, поэтому центральному герою дали имя Шурик.
На эту роль пробовались Александр Збруев, Виталий Соломин, Андрей Миронов, Евгений Петросян и др. Но Леонид Иович утвердил 27-летнего актёра Александра Демьяненко. Роль тунеядца Феди мог исполнить Михаил Пуговкин, но позже он предпочёл сыграть прораба, сославшись на неподходящее для хулигана телосложение. При съёмках этого фильма режиссёр стал сотрудничать с композитором Александром Зацепиным, без которого позже не обходился ни один фильм Гайдая.
В этой ленте оформился фирменный стиль режиссёра. Он стремился к созданию картины, максимально насыщенной действиями. Сцены без диалогов (в первую очередь, погони) подвергались ускоренной перемотке. Также Леонид Гайдай поощрял импровизацию актёров. Например, Юрием Никулиным была придумана сцена, где Шурик Балбесу пронзает рапирой грудь, из которой течёт «кровь», оказавшаяся красным вином. Скелет с щелкающими зубами тоже был выдумкой Никулина.
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
В 1966 г. состоялась премьера кинокомедии «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», занявшей четвёртое место в пятёрке самых кассовых кинокартин советского периода. На эту ленту было продано 76,5 миллиона билетов, что побило предыдущий рекорд Гайдая. В ней снова предстали полюбившиеся зрителям Александр Демьяненко, Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Юрий Никулин, а также Наталья Варлей, Владимир Этуш, Фрунзик Мкртчян и др.
В основу сценария легли газетные публикации о кавказской традиции выкупать и продавать невесту. Трио жуликов к тому времени наскучило режиссёру, и он решил вывести в качестве злодея «восточного сладострастника» из числа районных руководителей. Сначала этот персонаж обладал фамилией Охохов (по иной версии – Ахохов). Но эта фамилия была у сотрудника министерства культуры. Фамилию Саахов тоже хотели отвергнуть – она принадлежала одному из работников «Мосфильма».
Поиски политкорректной фамилии прекратила министр культуры Екатерина Фурцева: «А если бы его назвали Ивановым? У нас в Минкульте 180 Ивановых! И что теперь? Дурака нельзя называть Ивановым? Оставить, как есть!». А вот имя главной героини выбрано в честь жены Гайдая – Нины Гребешковой. На роль «спортсменки, комсомолки и просто красавицы» претендовали Лариса Голубкина, Анастасия Вертинская, Наталья Кустинская, но выбрали цирковую артистку Наталью Варлей.
Она без дублёров водила машины, спускалась со скалы на тросе, ныряла в ледяную реку (температура воды была +5, +6 °C). В сцене спасения Шурика пришлось делать много дублей, поэтому в эпизоде, где артисты сидят на берегу, они стучат зубами почти по-настоящему. Кстати, сама жизнь приняла участие в реализации сценария. По ошибке страховщиков Демьяненко в спальном мешке действительно сорвался в реку. В фильм вошли реальные кадры его неконтролируемого движения в потоке.
Съёмки проходили на Кавказе, в Крыму и Абхазии. Как и раньше, Гайдай приветствовал актёрскую импровизацию. Экспромтом Вицина стала фраза: «Чей туфля? А, моё. Спасибо». Не было в сценарии и знаменитой реплики Саахова: «Шляпу сними». По идее Никулина был введён в кадр огромный шприц, которым в тело Бывалого ввели снотворное под видом противоящурной прививки (в реальности местом для укола послужила подушка). А идея оставить покачивающийся шприц принадлежит Вицину.
«Бриллиантовая рука»
В 1968 г. вышла кинолента «Бриллиантовая рука». Благодаря ей, самый кассовый советский режиссёр побил собственный рекорд. Уже в первый год на киноленту продали 76,7 миллиона билетов, что поставило её на третье место в рейтинге популярнейших советских фильмов (первое место – боевик Бориса Дурова «Пираты XX века», второе – мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит»). В 1995 г. зрители признали «Бриллиантовую року» лучшей отечественной комедией века.
А всё начиналось так… Сценарист Яков Костюковский увидел в журнале «За рубежом» информацию о мошенниках, перевозящих через европейские границы драгоценности в гипсовых повязках, наложенных на место ложных переломов. Тогда его озарила идея создать фильм под рабочим наименованием «Контрабандисты». Фамилия главного героя Семёна Семёновича не раз менялась: Павлик, Тимошкин и, наконец, конечный вариант – Горбунков. Эта роль предназначалась для Юрия Никулина.
Образ Геши Козодоева могли воплотить актёры Рудольф Рудин и Валерий Носик, но Андрей Миронов был более убедительным на кинопробах. На роль Лёлика претендовал Михаил Пуговкин, но Гайдай утвердил Анатолия Папанова. В съёмках участвовали члены семьи Юрия Никулина. Его жена – цирковая артистка Татьяна Никулина – сыграла гида, проводившего экскурсию для советских туристов. А их сын Максим Никулин исполнил роль мальчика с рыболовным сочком на острове.
Музыка для фильма была написана композитором Александром Зацепиным, а слова – поэтом Леонидом Дербенёвым. При этом сначала планировались лишь две песни: «Про зайцев» в исполнении Никулина и «Помоги мне». Предложенную Дербенёвым композицию «Остров невезения» некуда было вставить, но режиссёр нашёл для неё место во время путешествия на теплоходе. Её спел Андрей Миронов. Кстати, он и Никулин иногда спорили, чья песня получилась интереснее и ярче.
Любопытно отметить размер гонораров артистов. Гайдай за создание сценария и постановку фильма получил 5000 руб. Юрию Никулину вручили такую же плату за исполнение главной роли. Гонорар Анатолия Папанова составил 2200 руб., Андрея Миронова – 1900 руб., Нонны Мордюковой – 1500 руб., Нины Гребешковой – 800 руб., Светланы Светличной – 350 руб. Для сравнения советский автомобиль «Запорожец» стоил в 1960-х годах 1800 руб.
Самый кассовый фильм Гайдая актуален до сих пор. Реплики персонажей обрели народную популярность, используются в быту и публицистике, пополнили словари афоризмов и крылатых выражений: «Я не трус. Но я боюсь», «Если человек идиот, это надолго», «Не виноватая я – он сам пришёл» и др. В 2010 г. в г. Новороссийске был поставлен памятник Геше Козодоеву, созданный Дмитрием Лынгиным, а в г. Сочи – Горбункову и его семье (скульпторы Александр Бутаев и Вячеслав Звонов).
«Иван Васильевич меняет профессию»
В 1973 г. зрители увидели ещё одну бессмертную комедию Гайдая – «Иван Васильевич меняет профессию». Фильм стал осовремененной версией пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич», которую классик написал в 1936 г. В киноленте действие происходит в 1970-х годах. Изначально сценарий писали для предполагаемых исполнителей главных ролей – Юрия Никулина и Андрея Миронова. Но Никулин, прочитав его, решил, что цензоры не пропустят фильм, и отказался от участия в съёмках.
После этого на роли Ивана Грозного и Ивана Васильевича Бунши пробовались Евгений Евстигнеев, Георгий Вицин, Владимир Этуш и др. Но особое впечатление на Гайдая произвёл Юрий Яковлев. Артист сумел неподражаемо «раздвоиться» и вжиться в каждого из этих персонажей-двойников, внутренне совершенно не похожих друг на друга, – жалкого управдома и грозного царя. После этого на роль Жоржа Милославского был утверждён Леонид Куравлёв.
В образе инженера Тимофеева мог предстать Олег Видов. Но режиссёр пригласил на эту роль Александра Демьяненко. Ради полюбившегося зрителям образа Шурика героя переименовали. В пьесе Булгакова изобретателя машины времени зовут Николай Иванович. В фильме Гайдая он носит имя Александр Сергеевич (Шурик). Также в этой комедии предстали ныне прославленные актёры: Савелий Крамаров, Владимир Этуш, Михаил Пуговкин, Наталья Селезнёва (Лида из «Операции „Ы“»).
Фильм из-за цензуры был сокращён на 177 метров киноплёнки (10 минут), некоторые моменты были переозвучены. В сцене обращения к послу Бунша вместо сценарного «Мир, дружба!» произносит: «Гитлер капут!». Во время царского обеда на его вопрос о том, кто будет платить за банкет, Жорж отвечает: «Во всяком случае, не мы», – вместо фразы по сценарию: «Народ, народ, батюшка». Иван Грозный отвечает милиции, что живёт в палатах, вместо изначального варианта: «Москва, Кремль».
Другие работы легендарного режиссёра
Эти киноленты, а также фильм Гайдая «12 стульев» до сих пор входят в список 250 самых популярных кинокартин по версии крупнейшего русского интернет-сервиса «КиноПоиск». Великий мастер создал комедии «Деловые люди» (1962), «Не может быть!» (1975), «За спичками» (1980), «Спортлото-82» (1982), «Опасно для жизни!» (1985), «Частный детектив, или операция „Кооперация“» (1989), «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» (1992) и др.
В большинстве своих фильмов Гайдай сам выступал в роли сценариста совместно с другими авторами, а иногда и в качестве актёра. Например, он сыграл архивариуса Варфоломея Коробейникова в киноленте «12 стульев» (1971), сумасшедшего игрока в казино в криминальной комедии «На Дерибасовской…» и др. Для юмористического киножурнала «Фитиль» Леонид Иович срежиссировал сюжеты «Фамильная драгоценность» (1981), «Атавизм» (1986), «Сюрприз» (1986), «Горько» (1987) и др.
Режиссёр внёс неоценимый вклад в советское искусство и оказал огромное влияние на развитие отечественного кинематографа. Гайдай поставил более 20 замечательных фильмов, большинство из которых стали классикой и навсегда вошли в историю кино. Несколько поколений советских и российских зрителей выросло на его весёлых и добрых комедиях, которые не теряют свою популярность и XXI столетии – веке скоростей и технологий.
Личная жизнь
Со своей будущей женой Ниной Павловной Гребешковой (р. 1930) великий режиссёр познакомился ещё в студенческие годы, когда они учились во ВГИКе. Влюблённые поженились в 1953 г. – ещё до окончания вуза. В крепком и счастливом браке супруги прожили 40 лет. При регистрации актриса не стала брать фамилию мужа, чем весьма огорчила его. Свой поступок она объяснила тем, что в титрах по имени Н. П. Гайдай было бы не понятно, мужчина она или женщина, что для актрисы очень нехорошо.
Супруга режиссёра снялась в нескольких его комедиях. Она сыграла жену Горбункова в фильме «Бриллиантовая рука», врача психбольницы в «Кавказской пленнице», жену Горбушкина в киноленте «Не может быть!», Клавдию Антоновну в картине «Спортлото-82» и др. Всего в фильмографии артистки более 60 киноролей. Одновременно со съёмками с 1954 по 1990 гг. она играла на сцене Театра-студии киноактёра (ныне – Центр театра и кино под руководством Никиты Михалкова).
В 1957 г. в семье прославленного режиссёра и актрисы появилась на свет дочь Оксана Леонидовна Гайдай. Позже, выйдя замуж, она взяла фамилию своего мужа и стала Худяковой. Наследница мастера комедийного жанра получила экономическое образование и много лет посвятила банковской деятельности. По стопам женщины пошла и её дочь Ольга Худякова – внучка великого комедиографа. Она родилась в Малайзии, получила профессию в области экономики, работает в банке.
Смерть и память
В последние годы своей жизни выдающийся режиссёр испытывал проблемы со здоровьем. Гайдай много курил, и от злоупотребления сигаретами его дыхательная система ослабла. В 1993 г. комедиографа госпитализировали, диагностировав воспаление лёгких. 19 ноября 1993 г. на 71-м году жизни Леонид Иович скончался от тромбоэмболии лёгочной артерии. Прославленного комедиографа похоронили в Москве на Кунцевском кладбище.
Ныне имя Леонида Гайдая носят площадь на территории «Мосфильма», улица в г. Кургане, кинотеатр в г. Иркутске. На малой родине режиссёра в г. Свободном в его честь назван кинотеатр, рядом с которым возвышается скульптура мэтра. В 2012 г. в Иркутске состоялось открытие скульптурной композиции, в которой изображены Гайдай, Трус, Балбес, Бывалый и Пёс Барбос. Также на домах, где проживал великий комедиограф, и на школе, где он учился, размещены мемориальные доски.
Леонид Гайдай имеет награды и звания
- 1993 Золотой овен / Человек кинематографического года
- 1989 Почётное звание «Народный артист СССР»
- 1985 Орден «Отечественной войны» I степени
- 1974 Почётное звание «Народный артист РСФСР»
- 1970 Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых
- 1969 Звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР»
- 1942 Медаль «За боевые заслуги»
Фильмография Леонида Гайдая
- 1992 На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дождиРоль: сумасшедший игрок в казино
- 1977 Риск — благородное делоРоль: режиссёр на съёмках фильма
- 1971 12 стульевРоль: архивариус Варфоломей Коробейников
- 1968 Бриллиантовая рукаРоль: пьяница в подворотне / рука во сне Козодоева / руки «Шефа»
- 1961 В путиРоль: Толя
- 1960 Трижды воскресшийРоль: изобретатель
- 1958 ВетерРоль: Науменко
- 1955 ЛянаРоль: Алёша
Интересные факты про Леонида Гайдая
Гайдай был худощавым, скромным интеллигентом в очках и напоминал созданный им образ Шурика. Юрий Никулин отмечал, что Леонид Иович даже в сложнейших съёмочных моментах всегда сохранял самообладание. Режиссёр не страдал звёздной болезнью и не требовал привилегированных условий. С ним всегда была его трость, а в портфеле постоянно находились бутылка с минеральной водой и пластиковая, пожелтевшая от времени чашка.
Работа режиссёра над новой комедией часто начиналась с коллективного просмотра съёмочной группкой немых кинофильмов с Чарли Чаплином.
Кинокритик Сергей Кудрявцев отмечал, что Гайдай был новатором, внедряющим эротику в советское целомудренное кино. В «Операции „Ы“» он показал сцену раздевания Шурика и Лиды. В «Кавказской пленнице» Наталья Варлей предстаёт в купальнике. В «Бриллиантовой руке» – соблазняющий стриптиз, исполненный Светланой Светличной.
В разных кинофильмах режиссёр часто сотрудничал с одними и теми же артистами. Так, Вицин участвовал в 10 кинокартинах Гайдая, Никулин – в 7 лентах, Наталья Крачковская – в 6 комедиях, Моргунов – в 4 киноработах. Куравлёв сыграл в 7 фильмах режиссёра и в нескольких сюжетах юмористического киножурнала «Фитиль», которые поставил Леонид Иович (наряду с другими режиссёрами). Пуговкин 6 раз представал в картинах Гайдая и нескольких сюжетах «Фитиля».